СУФИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СУФИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СУФИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, совокупность разноязычных произведений, выражающих и проповедующих идеи мусульманского мистицизма — суфизма. Суфизм возник в начале VIII в. как форма мусульманского аскетизма, противостоявшего усилению социального и имущественного неравенства. Поскольку это неравенство было освящено религией ислама, суфизм был сначала связан с неортодоксально-религиозной идеологией, частично — с еретическим вольнодумством. Гносеологические корни суфизма восходят, кроме Корана, к различным вероучениям и философским системам (зороастризм, манихейство, иудейский и христианский мистицизм, буддизм, индуизм, неоплатонизм), порой эклектически соединенным между собой и всегда связанным с мусульманским принципом единобожия. С течением времени еретическое начало суфизма выхолащивалось и практика его превращалась в покорную набожность. С X в. суфизм породил богатую литературу — религиозно-философскую, агиографическую и художественную. Наибольшую литературно-художественную ценность представляет суфийская поэзия; увлечению суфизмом отдали дань поэты, значение творчества которых выходит за пределы суфизма как такового. Высокопоэтическое выражение метафор, символов и мотивов придавало творчеству наиболее выдающихся суфийских поэтов особую психологическую глубину, гуманистическую идеализацию возможностей человеческой личности. Этим и определяется идейно-художественное значение лучших образцов С. л., в которой разработана целая система символической поэтики. В ней выражалось происходившее по законам поэтической метафоричности двойное переосмысление: сначала реальные образы осмысливались как символы самых абстрактных суфийских понятий (например, «возлюбленная» обозначала «бог»), но затем эти абстрактные символы вновь могли восприниматься читателем как высокопоэтическое выражение отнюдь не мистических, а идеализированных, высокогуманных понятий чистой, возвышенной любви или дружбы, свободы человеческого духа.

Крупные представители С. л. (XII—XIII вв.) на арабском языке Омар ибн аль-Фарид и Ибн аль-Араби, творчество которых сыграло большую роль в развитии С. л. во всех странах ислама. В наиболее завершенной форме суфизм нашел свое выражение в стихах поэтов X—XV вв., творивших на фарси в Иране, Афганистане, Индии, Турции, Азербайджане и Средней Азии. К начальному периоду С. л. относится творчество Абдаллаха Ансари, обогатившего поэзию рифмованной прозой и ранней формой газели. Классические образцы поэзии созданы (в эпическом и лирическом жанрах) великими суфийскими поэтами XII—XIII вв. Санаи, Аттаром и Джалаледдином Руми, выразившими протест против социального гнета (с позиций «божественной справедливости»), осуждение дурных правителей, лицемерия мусульманского духовенства, религиозного фанатизма. Поэтические формы, применявшиеся этими поэтами, тяготеют к народной песне, притче, волшебной сказке. В XIII—XV вв. творили поэты Абу Хамид Аухададдин Кермани, Аухади Марагаи Исфахани. Махмуд Шабустари — автор стихотворного катехизиса по суфийской символике «Розарий тайны». Лирики Кемал Худжанди, Бадриддин Хилоли создали суфийские любовные газели, ставшие народными песнями. Своеобразно используя мотивы суфийского мистицизма, достигли вершин гуманистической поэзии такие художники слова, как Низами, Саади, Хафиз и Джами.

На тюркских языках (XII—XV вв.) С. л. формируется сначала в Средней Азии, затем в Азербайджане и Турции (многие из тюрко-язычных поэтов писали также на фарси и на арабском языке): Ахмед Ясави, Султан Велед, Несими, Касим аль-Анвар, Лутфи, Юнус Эмре, Навои, поднявшийся до вершин активного гуманизма.

На афганском языке (пушту) С. л. представлена творчеством руководителей движения «рошанийцев» (около 1560 — 1638) — Баязида Ансари и Мирза-хана Ансари, а также Абдуррахмана Моманда (конец XVII — начало XVIII вв.). На малайском языке (XVI—XVII вв.) наиболее известны Хамзах Фансури, Шамсуддин Пасейский и Нуруддин ар-Ранири. На курдском языке (XII—XVIII вв.) — Мелае Джизри, Мухаммед Факи Тейран, Дурфишани.

В Индии (XIII—XX вв.) наиболее видные представители С. л.: Хасан Дехлеви, Амир Хосров Дехлеви, Ахмад Синхинди, Мирза Абдулкадир, Бедиль, Мирза Галиб, Мухаммад Икбал.

Литература:
Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская литература, в его кн.: Избр. труды, т. 3, М., 1965;
Григорян С. Н., Средневек. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966;
Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII—XV вв., Л., 1966;
Брагинский И. С., 12 миниатюр, [М., 1966];
2 изд., М., 1976;
Алиев Г. Ю., Персоязычная литература Индии. Краткий очерк, М., 1968;
Литература Востока в средние века, ч. 2, М., 1970;
История перс. и тадж. литературы, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970;
Шаймухамбетова Г. Б., Арабоязычная философия средневековья и классич. традиция, М., 1979.

И. С. Брагинский.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "СУФИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА" в других словарях:

  • Суфийская литература —         совокупность разноязычных произведений, выражающих и проповедующих идеи Суфизма. Последний оказал большое влияние на средневековую литературу, особенно поэзию, на арабском, персидском, турецком, урду и других языках Ближнего и Среднего… …   Большая советская энциклопедия

  • Литература Турции — литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период …   Википедия

  • АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, важнейшая составная часть арабо мусульманской культуры, сложившейся в условиях Халифата в VII—IX вв., в настоящее время — совокупность литератур арабских стран, обусловленная единством литературного арабского языка… …   Литературный энциклопедический словарь

  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература азербайджанского народа на азербайджанском языке. Произведения древнего фольклора, имеющего многовековую историю, и произведения классической литературы в равной мере могут считать явлениями своей культуры… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ТУРЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ТУРЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература турецкого народа. Развивается на турецком языке. Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека (например, памятники героического эпоса — цикл …   Литературный энциклопедический словарь

  • ИНДИЙСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА — ИНДИЙСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность национальных и межнациональных литератур Южной Азии, типологически близких; одна из крупных макрообщностей в мировом литературном процессе. Уже в рамках индийской древней литературы определились некоторые… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература таджикского народа. Развивается на таджикском языке. Истоки письменной Т. л. восходят к древнему устно поэтическому народному творчеству, нашедшему отражение в письменных памятниках, созданных на территории… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ТУНИССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ТУНИССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература тунисского народа. Развивается на арабском языке (с 1950 х гг. — отчасти на французском языке). Письменность и литература существовали в Тунисе еще в 1 м тыс. до н. э. на пуническом (финикийском) языке; в… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Персидский язык и литература — Язык. Под именем П. языка понимается целая группа наречий Персии, образующих одну из ветвей так называемой иранской семьи языков. В древнейшей Персии было несколько наречий, но нам известны только два: авестическое (иначе зендское, см.) и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература татарского народа. Развивается на татарском языке. Истоки письменной Т. л. относятся к раннему средневековью. Известны произведения XIII—XVI вв.: любовно романтическая поэма Кул Гали «Юсуф и Зулейха»,… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»